Дельные вещи и оборудование яхт
Вы здесь
Вспомогательные детали вооружения, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, называют дельными вещами (рис. 51 и 52). Для крепления снастей бегучего такелажа применяют:
— утки — металлические или деревянные двурогие стойки, за которые закладывают снасть; утку делают с роульсом, когда через нее надо перетягивать снасть;
— кофель-нагели — металлические или деревянные стержни, вставленные в планки (ко-фель-планки) или кольцо вокруг мачты (кофель-бугель); кофель-нагели используют вместо уток главным образом тогда, когда приходится крепить рядом много концов;
— кнехты — литые детали для закладывания швартовых концов;
— битенги — основательные деревянные или металлические стойки, пропущенные сквозь палубу и закрепленные к килю;
служат для крепления швартовых и буксирных концов;
— различные зажимы, стопоры и другие детали;
— обуха (обушки) — болты с кольцеобразной головкой, пропускаемые через палубу, для крепления блоков и коренных концов такелажа.
Для проводки бегучего такелажа применяют:
— блоки различных видов;
— килы — оковки с окантованными отверстиями для пропуска шкотов; в большинстве случаев их делают передвижными на рельсах, а часто вместо кипы на рельсе передвигается блок;
— роульсы — маленькие шкивы для изменения направления тяги шкотов или других снастей; обычно их ставят на утках или полуклюзах;
— погоны — рельсы или согнутые прутки, по которым на ползунах передвигаются блоки шкотов.
Для соединения частей такелажа между собой и присоеди
нения такелажа к парусам применяют следующие дельные вещи:
— такелажные скобы, или мочки;
— крюки, которые называют гаками. Если крепление гака сделано так, что он может вращаться вокруг своей оси, его называют вертлюжным;
— храпцы — захватные приспособления, которые хорошо держат, находясь под действием тяги, и легко раздаются, когда усилия не прикладываются.
Для выбирания стоячего и бегучего такелажа служат уже упоминавшиеся шкотовые и фа-ловые лебедки, натяжки бак-штагов, талрепы и тому подобные детали.
Металлические детали, предназначенные для крепления к корпусу и рангоуту такелажа и краспиц, называют оковками. Важной частью оборудования яхты является якорное устройство.
В якорное устройство входит якорь, якорный канат или цепь, клюзы — отверстия в палубе либо борту судна или полуклюзы (рис. 52, Б) — открытые сверху металлические планки, через которые проходит якорный канат или швартов и которые предохраняют борт от повреждения цепью или тросом, ящик для якорного каната (цепи), который устраивается под палубой яхты в носовой ее части, и устройства для подъема якоря и стопорения якорной цепи. Для облегчения выбирания якорного каната служат вороты —шпили. Ручной шпиль имеет барабан с вертикальной осью, который приводится во вращение рычагами, вставленными в верхнюю часть шпиля (голову) и называемыми вымбовками, или посредством шестеренчатой передачи. Барабан имеет храповое устройство, не дающее ему возможности вращаться в обратную выбиранию сторону. Если барабан имеет горизонтальную ось,такой ворот называют брашпилем. При шпиле или брашпиле имеется стопор для удержания якорной цепи, если приходится работать с ней, когда якорь отдан. Шпили и брашпили применяют на яхтах, вес якоря у которых не позволяет выбирать его просто руками за канат.
На яхтах распространены якоря двух типов — адмиралтейский (со складным штоком) и патентованный (без штока).
Адмиралтейский якорь составляют (рис. 53, Л): веретено — основа тела якоря, шток, стоящий перпендикулярно к веретену, и два рога, оканчивающихся лапами. Место слияния рогов с веретеном называется трендом.
Шток свободно ходит в веретене в одну сторону сквозь отверстие, называемое шеймой. Чтобы шток не выскочил из этого отверстия, на концах его сделаны утолщения —клоты. Его можно вытянуть и уложить параллельно веретену—в таком, походном, положении якорь держат на ходу. Когда шток поставлен как показано на рис. 53, А, он находится в рабочем положении, в котором якорь отдают на стоянке. Для закрепления щтока с веретеном в этом положении служит чека; она вставляется в соответствующий шлиц в штоке и мешает ему выпасть; с другой стороны движение штока ограничено заплечиком. Таким образом, при заложенной чеке шток плотно соединяется с веретеном. Чтобы чека не потерялась, она крепится к штоку тонкой цепочкой. Якорь без чеки или с выскочившей чекой может сложиться и не будет держать. Это ясно из принципа его действия. Как видно на рис. 54, едва якорь упадет на грунт, он примет неустойчивое положение А, но как только якорный канат, заложенный за скобу якоря, натянется и шевельнет якорь, он повернется в положение Б — устойчивое. Если теперь якорный канат, натягиваясь, опять потянет за скобу, одна из лап якоря вонзится в грунт и будет тем глубже зарываться, чем сильнее тянет канат. Однако произойдет это лишь тогда, когда канат тянет за якорь достаточно полого; в противном случае он будет поднимать вере
тено и вытаскивать лапу из грунта.
Поэтому, чтобы якорь держал, надо вытравить достаточно каната или цепи.
Патентованные якоря без штока (рис. 53, Б) держат благодаря поворотным рогам Принцип их действия показан на рис. 54 (Г, Д, Е). Эти якоря удобны при хранении и в употреблении: они легче убираются и всегда готовы к отдаче. Кроме того, на мягком грунте они держат лучше адмиралтейских при равном с ними весе. Однако адмиралтейский якорь лучше держит на каменистом грунте.
Якоря без штоков с жесткими лапами (4—6}, расположенными в виде опрокинутого зонта, называются кошками. Они держат плохо и на яхтах употребляются только для затраливания предметов, упавших за борт, и т. н.