Регулярное техническое обслуживание катера

Вы здесь

А как вы заботитесь о своем катере? Вы из тех людей, что просто цепляют прицеп с катером и отправляются на озеро? Вы просто спускаете катер на воду и поворачиваете ключ зажигания без единой мысли о техническом обслуживании и безопасности? Ну, если всё так, вам должно быть стыдно, пришло время исправить ваше отношение к катеру.

Никогда не отчаливайте от причала без предварительной проверки уровня топлива (и помните, датчики топлива в катерах в высшей степени неточный инструмент, поэтому вы должны знать погрешность своего датчика)
Всегда проверяйте уровень масла в масляном баке (для 2-тактных инжекторных двигателей) или в картере (для 4-тактных двигателей).
Выполните визуальный осмотр всех шлангов и проводов двигателя перед его запуском. Особенное внимание уделите топливным шлангам, они должны быть в хорошем состоянии, без признаков износа.

Короткая проверка

Лучший способ избежать неприятностей на воде, следить за состоянием вашего катера. Я не говорю о фанатичном, рабском труде, который занимает несколько часов каждый день. Я говорю о короткой программе проверки, которая не займет у вас больше 10-15 минут, каждый раз, когда вы собираетесь завести катер.

Вовлекайте в процесс проверки свою вторую половину или всю семью. Моя жена помогает мне с осмотром, за счет чего мы заканчиваем проверку вдвое быстрее, более того, мы проверяем всё в одном и том же порядке, от тента до транцевой заглушки и электрической проводки прицепа. Говорю вам, она заканчивает проверку половины лодки ещё раньше, чем я туда добираюсь!

Как я люблю повторять, лучшим средством увеличения срока службы двигателя и защиты себя от неожиданностей на воде, является пристальное внимание к техническому обслуживанию катера и двигателя. Техническое обслуживание начинается с проверки всех систем и важных узлов катера каждый раз, когда вы используете судно.

Я уверен, что руководство по эксплуатации вашего катера или универсальное руководство, имеет всеобъемлющую инструкцию относительно технического обслуживания, которое должно проводиться на регулярной основе в течение всего сезона. Однако, существует упрощенный перечень элементов, которые должны быть проверены всякий раз, когда вы ступаете на борт своего катера. Некоторые проверки выполняются до того, как вы завели двигатель, другие, напротив, когда катер приведен в движение.

Уровень топлива и масла

Во-первых, всегда, всегда, всегда проверяйте уровень топлива и масла в двигателе. Даже не думайте заводить лодку с неполными топливными и масляными резервуарами (или без надлежащего уровня масла в картере 4-тактного двигателя). Не стоит рисковать остановкой в открытых водах или повреждением двигателя.

Кроме того, старайтесь выработать привычку следить за уровнем масла и топлива. Это хороший способ отслеживать расход топлива (один из показателей работы двигателя). Так, например, для 2-тактных двигателей, старайтесь сравнивать расход топлива с потреблением масла (резкое пропорциональное изменение уровня потребления становится ранним признаком какой-то проблемы). Для 4-тактных двигателей, расход масла должен быть минимальным (однако, заметным в течение продолжительной эксплуатации катера), и, тем не менее, вы будете замечать незначительный расход масла. Вы должны сразу обратить внимание на резкий скачок потребления масла, найти и устранить проблему, его вызывающую.

Проверьте катер на предмет утечки топлива или масла. Вероятно, важно не только знать, что вы располагаете необходимым количеством топлива и масла на борту катера, но и проверить системы двигателя на предмет опасных утечек. Тщательно проверяйте все шланги, фитинги и резервуары на предмет утечек. Утечка масла может привести к глохнущему двигателю в открытых водах или, того хуже, к повреждению двигателя, если утечка будет незамечена продолжительное время. Утечка топлива может привести к пожару или, хуже того, взрыву топлива. Эта проверка подразумевает не только обязательное техническое обслуживание, но и безопасность вашей жизни.

Внимание: На инжекторных двигателях (Особенно подвесных моторах HPDI) топливо подается под высоким давлением через различные шланги под крышкой мотора или в машинном отделении. Самая маленькая течь под давлением превращается в веер мелких брызг, которые распыляются по всем элементам двигателя. Очень важно, чтобы вы снимали крышку двигателя или открывали моторный отсек и поворачивали ключ зажигания в позицию ВКЛ (для активации топливного насоса и создания давления в топливной системе) для быстрой проверки перед запуском двигателя. Это особенно актуальная проверка, если двигатель продолжительное время работает на высоких скоростях.

Корпус и картер двигателя

Осмотрите корпус катера и двигателя на предмет первых признаков коррозии и других повреждений. Не запускайте поврежденный катер или двигатель. И не удивляйтесь повреждениям, которые остались незамеченными с прошлого использования катера. Ремонтируйте любые повреждения корпуса прямо сейчас, не откладывая на потом.

Проверяйте корпус катера на предмет трещин и других повреждений до и после каждого использования.
Винт не должен иметь повреждений или признаков чрезмерного износа. Кроме того, проведите быстрый осмотр крепежей (обратите внимание на шплинт винта, состояние которого не должно вызывать сомнений в первую очередь).
Убедитесь, что все органы управления работают надлежащим образом. Дроссель и рукоятка редуктора, являются наиболее важными элементами управления, которые есть на катере.

Соединения аккумулятора

Проверьте все соединения аккумулятора, чтобы убедиться в их надежности и чистоте. Ослабленные соединения и провода с признаками коррозии вызывают проблемы зарядки (могут повредить систему и остановить процесс подзарядки полностью). Есть только одна вещь, которая может быть хуже разряженного аккумулятора у причала, это разряженный аккумулятор в середине залива, реки, озера или, что хуже, океана. Когда это возможно, проведите визуальную проверку уровня электролита аккумуляторной батареи (слежение за уровнем электролита может предупредить первые проблемах подзарядки). Это особенно верно, если двигатель работает на высоких скоростях в течение продолжительного времени.

Винт

Проверьте винт (рабочее колесо на реактивных двигателях) и редуктор. Убедитесь, что винт не имеет признаков повреждения. Сломанные и погнутые лопасти винта повышают нагрузку двигателя и, безусловно, повышают расход топлива.

Редуктор

Редуктор необходимо проверять на предмет первых признаков утечки до и после каждого использования катера. Проверьте масло редуктора на загрязнение, если обнаружили утечку. Кроме того, осматривая винт, обращайте особое внимание на любые веревки и лески, опутавшие вал, поскольку они могут повредить герметичное покрытие шахты винта. Даже если вы не нашли признаков повреждения герметичного покрытия, не поленитесь повторить проверку на следующий день. Дело в том, что небольшое повреждение герметичного слоя не позволит воде проникнуть в первый же день, однако, это может случиться уже на следующий день, неделю и месяц.

Крепежные детали

Проверьте все доступные детали на плотность. Убедитесь, что все доступные крепежи туго затянуты. Это особенно важно для крепежей винта, любых крепежей анода, крепежных элементов рулевого управления и дросселя. Не меньшего внимания требуют крепления и зажимы двигателя. Не рискуйте потерять управление или двигатель из-за ослабленного крепежа. Выполняйте проверку крепежей, прежде ем отправиться на морскую прогулку, и сразу после возвращения (так вы будете знать, нуждается ли что-то в техническом обслуживании прежде, чем вы запустите двигатель снова).

Управление

Проверьте работу всех элементов управления, в том числе газа / переключения, рулевого управления и аварийной остановки / запуска двигателя и / или вытяжного шнура безопасности. Перед запуском убедитесь, что все соединяющие и управляющие элементы работают плавно и правильно. Все электрические выключатели (такие, как дифферент) и особенно система аварийной остановки должны быть в исправном рабочем состоянии. В то время, как вы начнете движение, следите за любыми признаками, которые укажут на неисправность системы. Используя рулевое управление, рычаг переключения скоростей и дросселя, следите за изменением сопротивления, отрывистыми и другими нехарактерными движениями катера.

Водяной насос

Проверьте решетку водяного насоса и индикатор воды. Решетка водяного насоса должна быть чистой и свободной от повреждений, прежде чем отправиться в плавание. Помните, что поврежденная решетка позволит мусору попасть в систему насоса, где мусор может повредить насосное колесо и засорить охлаждающие каналы. Когда вы привели катер в движение, убедитесь, что индикатор охлаждающего потока (подвесные двигатели) или температура охлаждающей жидкости (стационарные двигатели) остаются в нормальном диапазоне. Сделайте несколько периодических проверок, и одну контрольную проверку, прежде чем завести двигатель.

Совет: Имейте в виду, что система охлаждения требует внимания к себе, даже если используется в пресных водах. Песок, ил и другие сыпучие составы могут стать причиной загрязнения охлаждающих каналов. Химические вещества и другие загрязнители воды могут ускорить коррозию. Хорошая идея – чистить двигатель после каждого использования, независимо от того, где вы его используете.

Потоковая система охлаждения

При использовании в соленой, солоноватой или грязной воде, тщательно промывайте двигатель (и корпус), после чего промывайте систему охлаждения. Как правило, моя жена чистит корпус с помощью распылителя и тряпки, а мне отдает шланг, который я подключаю для промывки системы охлаждения. Таким образом, вся процедура очистки и проверки занимает не более 10-15 минут (или около одного холодного пива!)

Аноды

Осматривайте все аноды после каждого использования на предмет наличия первых признаков износа или повреждений. Убедитесь, что все аноды на месте (особенно если вы были не очень внимательны, когда проверяли крепежи в последний раз).

Пробка сливного отверстия

И, ради Бога, убедитесь, что пробка сливного отверстия установлена! Я не должен об этом напомнить, но, к сожалению это, так. Если вы пользуетесь катером на протяжении нескольких лет, вы видели или слышали о том, как один «счастливчик» подгонял прицеп с катером, забыв проверить пробку сливного отверстия, перед погружением (в буквальном смысле) катера в воду.